КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ» |
Для ребенка переживание насилия не остается бесследным. Последствия пережитого детьми насилия накладывают отпечаток на его поведение. Часто педагогам бывает непросто выстроить адекватную стратегию взаимодействия со «сложными» детьми. В данном материале кратко описаны алгоритмы реагирования на наиболее часто возникающие особенности поведения ребенка, перенесшего насилие. Это минимальные психологические знания, необходимые для прогноза тактики взаимоотношений воспитателей, педагогов, социальных педагогов с детьми в условиях социально-реабилитационного центра. Описанные алгоритмы работы являются доступной и понятной «инструкцией», «памяткой», к которой можно обратиться, даже уже находясь в сложной или эмоционально тяжелой ситуации.
Истерика
Истерика-это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Истерический припадок может длиться несколько минут или несколько часов.
Признаки:
- Сохраняется сознание;
- Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
- Речь эмоционально-насыщенная, быстрая;
- Крики, рыдания.
Действия:
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ребенком наедине;
- Неожиданно совершить действие, которое может сильно удивить (обрызгать ребенка водой, с грохотом уронить что-нибудь);
- Говорить с ребенком короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся», «Дыши глубоко через нос»);
- После истерики наступает упадок сил. Надо уложить ребенка спать.
Агрессия
Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться длительное время и мешать самому подростку и окружающим.
Признаки:
- Раздражение, недовольство даже по незначительному поводу;
- Нанесение окружающим ударов;
- Словесное оскорбление ,брань;
- Мышечное напряжение.
Действия:
- Свести к минимуму количество окружающих;
- Дать подростку возможность «Выпустить пар» (выговориться или «избить» подушку);
- Поручить работу, связанную с большой физической нагрузкой;
- Не обвинять самого ребенка, а высказаться по поводу его действий;
- Постараться разредить обстановку смешными комментариями или действиями.
Плач
Каждый человек хоть раз в жизни плакал. Иногда ребенку нужно дать волю слезам, чтобы на душе стало легче. Хорошо, если рядом есть взрослый, с которым он может разделить его горе.
Признаки:
- Ребенок плачет или готов разрыдаться;
- У ребенка подрагивают губы;
- В отличие от истерики, отсутствует возбуждение в поведении.
Действия:
- Не оставлять ребенка одного;
- Установить физический контакт (взять за руку, положить свою руку ему на плечо или спину, погладить его по голове);
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к тому, что говорит ребенок;
- Не задавать вопросов, не давать советов;
- Не стараться успокоить ребенка. Стоит дать ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх , обиду.
Страх
Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые якобы живут под его кроватью. Страх, ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом ребенок плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
Признаки:
- Напряжение мышц (особенно лицевых);
- Сильное сердцебиение;
- Учащенное поверхностное дыхание;
- Сниженный контроль над собственным поведением;
Действие:
- Положить руку ребенка на свое запястье, чтобы он ощутил спокойный пульс. Это даст ему возможность почувствовать, что он не один;
- Дышать глубоко и ровно. Побуждать ребенка дышать в том же ритме;
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к ребенку;
- Сделать ребенку легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Бред и галлюцинации
Бред-это ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых ребенка невозможно убедить. Галлюцинации - это восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие чувств (голоса, образы, запахи и проч., которых нет на самом деле).
Действия:
- Обратиться к медицинским работникам. Вызвать бригаду скорой помощи;
- До прибытия специалистов следить за тем. Чтобы ребенок не навредил себе и окружающим; убрать предметы, представляющие потенциальную опасность;
- Перевести ребенка в уединенное место, но не оставлять его одного;
- Говорить с подростком спокойным голосом. Соглашаться с ним , не пытаться его переубедить.
Агрессия
Апатия может возникнуть после длительно напряженной, но безуспешной работе; или в ситуации, когда ребенок терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей жизни. Если ребенка оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию ( тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей и т.д.)
Признаки:
- Безразличное отношение к окружающим;
- Вялость, заторможенность;
- Речь медленная , с небольшими паузами;
Действия:
- Поговорить с ребенком. Задать ему несколько простых вопросов (например, «Как ты себя чувствуешь?», « Ты хочешь есть?», « Чем бы ты хотел сейчас заняться? »).
- Вовлекать ребенка в любую современную деятельность ( прогуляться , помочь другим детям в чем- либо);
- Дать ребенку возможность поспать или просто полежать;
Диссоциация
Диссоциация – это специфическая адаптация ребенка к его жизненной ситуации. В результате работы этого механизма он начинает воспринимать происходящие так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то другим. Такая « диссоциированная » позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций. Она может проявляться в таких симптомах как провалы в памяти, отсутствии эмоции, множественные личности. Также ребенок может потерять контроль над своим теплом или способность испытывать боль.
Важно отличать проявление диссоциации и помнить: каждая предъявляемая личность – это ребенок, с которым надо взаимодействовать и работать; каждая из личностей является ценной и потенциально адаптивной. Даже если « части» неочевидны, следует предложить, что они слышат все, что происходит в данный момент , и необходимо обращаться к их интересам, разговаривая с достижимой личностью. Ключевое значение при работе с диссоциативными симптомами имеет создание безопасной среды.
Детские и подростковые убийства:
Признаки:
- В смерти ребенка ищет возможность найти временное( Ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище;
- Ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание напугать взрослых;
- Ребенок очень боится наказаний за какой-то проступок;
- Иногда подростки совершают самоубийство, подражая своему кумиру, о самоубийстве которого много говорили.
Действия:
- Подросток, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то проявил в отношении к нему сочувствие;
- Слушать и соглашаться с тем, что он говорил. Необходимо стать для ребенка своим, «играть» на его стороне;
- Показать уникальность его жизненного опыта;
- Рассмотреть возможность обращения к клиническому психологу или психиатру.
Потеря близкого человека
Следует обратить особое внимание на ребенка. Если:
- Он потерял родителя;
- Умерший был единственным родственником;
- Смерть наступила при невыясненных обстоятельствах или в результате самоубийства;
- У него имеется психическое заболевание. У подростка реакция горя часто проявляется в агрессивном или асоциальном поведении . При болезненных реакциях горя и « застревании » на длительное время в негативных переживаниях необходима квалифицированная психологическая помощь.
Действия:
- Поговорить с ребенком о его чувствах, поделиться собственными.
Запугивающие заявления, ругань, грубость, хамство по отношению к взрослому
Действия:
- Если подросток действует, зная, что это выводит окружающих из себя, то самое правильное в таком случае- игнорировать его поведение;
- Не следует проявлять к подростку отрицательные отношения(расстраиваться, ругать, обвинять себя, беспокоиться).
Ложь
Действия:
- Не реагировать эмоционально;
- Выслушать подростка, не выяснять правдивость его рассказа;
- Сказать: «я чувствую себя неловко, так как мне кажется, что ты меня обманываешь, поэтому я хочу прекратить этот разговор».
Все вышеперечисленные способы выступают как подсказка, основной вектор поведения, который позволяет снять симптом и частично решить проблему.
Для ребенка переживание насилия не остается бесследным. Последствия пережитого детьми насилия накладывают отпечаток на его поведение. Часто педагогам бывает непросто выстроить адекватную стратегию взаимодействия со «сложными» детьми. В данном материале кратко описаны алгоритмы реагирования на наиболее часто возникающие особенности поведения ребенка, перенесшего насилие. Это минимальные психологические знания, необходимые для прогноза тактики взаимоотношений воспитателей, педагогов, социальных педагогов с детьми в условиях социально-реабилитационного центра. Описанные алгоритмы работы являются доступной и понятной «инструкцией», «памяткой», к которой можно обратиться, даже уже находясь в сложной или эмоционально тяжелой ситуации.
Истерика
Истерика-это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Истерический припадок может длиться несколько минут или несколько часов.
Признаки:
- Сохраняется сознание;
- Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
- Речь эмоционально-насыщенная, быстрая;
- Крики, рыдания.
Действия:
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ребенком наедине;
- Неожиданно совершить действие, которое может сильно удивить (обрызгать ребенка водой, с грохотом уронить что-нибудь);
- Говорить с ребенком короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся», «Дыши глубоко через нос»);
- После истерики наступает упадок сил. Надо уложить ребенка спать.
Агрессия
Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться длительное время и мешать самому подростку и окружающим.
Признаки:
- Раздражение, недовольство даже по незначительному поводу;
- Нанесение окружающим ударов;
- Словесное оскорбление ,брань;
- Мышечное напряжение.
Действия:
- Свести к минимуму количество окружающих;
- Дать подростку возможность «Выпустить пар» (выговориться или «избить» подушку);
- Поручить работу, связанную с большой физической нагрузкой;
- Не обвинять самого ребенка, а высказаться по поводу его действий;
- Постараться разредить обстановку смешными комментариями или действиями.
Плач
Каждый человек хоть раз в жизни плакал. Иногда ребенку нужно дать волю слезам, чтобы на душе стало легче. Хорошо, если рядом есть взрослый, с которым он может разделить его горе.
Признаки:
- Ребенок плачет или готов разрыдаться;
- У ребенка подрагивают губы;
- В отличие от истерики, отсутствует возбуждение в поведении.
Действия:
- Не оставлять ребенка одного;
- Установить физический контакт (взять за руку, положить свою руку ему на плечо или спину, погладить его по голове);
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к тому, что говорит ребенок;
- Не задавать вопросов, не давать советов;
- Не стараться успокоить ребенка. Стоит дать ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх , обиду.
Страх
Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые якобы живут под его кроватью. Страх, ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом ребенок плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
Признаки:
- Напряжение мышц (особенно лицевых);
- Сильное сердцебиение;
- Учащенное поверхностное дыхание;
- Сниженный контроль над собственным поведением;
Действие:
- Положить руку ребенка на свое запястье, чтобы он ощутил спокойный пульс. Это даст ему возможность почувствовать, что он не один;
- Дышать глубоко и ровно. Побуждать ребенка дышать в том же ритме;
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к ребенку;
- Сделать ребенку легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Бред и галлюцинации
Бред-это ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых ребенка невозможно убедить. Галлюцинации - это восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие чувств (голоса, образы, запахи и проч., которых нет на самом деле).
Действия:
- Обратиться к медицинским работникам. Вызвать бригаду скорой помощи;
- До прибытия специалистов следить за тем. Чтобы ребенок не навредил себе и окружающим; убрать предметы, представляющие потенциальную опасность;
- Перевести ребенка в уединенное место, но не оставлять его одного;
- Говорить с подростком спокойным голосом. Соглашаться с ним , не пытаться его переубедить.
Агрессия
Апатия может возникнуть после длительно напряженной, но безуспешной работе; или в ситуации, когда ребенок терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей жизни. Если ребенка оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию ( тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей и т.д.)
Признаки:
- Безразличное отношение к окружающим;
- Вялость, заторможенность;
- Речь медленная , с небольшими паузами;
Действия:
- Поговорить с ребенком. Задать ему несколько простых вопросов (например, «Как ты себя чувствуешь?», « Ты хочешь есть?», « Чем бы ты хотел сейчас заняться? »).
- Вовлекать ребенка в любую современную деятельность ( прогуляться , помочь другим детям в чем- либо);
- Дать ребенку возможность поспать или просто полежать;
Диссоциация
Диссоциация – это специфическая адаптация ребенка к его жизненной ситуации. В результате работы этого механизма он начинает воспринимать происходящие так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то другим. Такая « диссоциированная » позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций. Она может проявляться в таких симптомах как провалы в памяти, отсутствии эмоции, множественные личности. Также ребенок может потерять контроль над своим теплом или способность испытывать боль.
Важно отличать проявление диссоциации и помнить: каждая предъявляемая личность – это ребенок, с которым надо взаимодействовать и работать; каждая из личностей является ценной и потенциально адаптивной. Даже если « части» неочевидны, следует предложить, что они слышат все, что происходит в данный момент , и необходимо обращаться к их интересам, разговаривая с достижимой личностью. Ключевое значение при работе с диссоциативными симптомами имеет создание безопасной среды.
Детские и подростковые убийства:
Признаки:
- В смерти ребенка ищет возможность найти временное( Ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище;
- Ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание напугать взрослых;
- Ребенок очень боится наказаний за какой-то проступок;
- Иногда подростки совершают самоубийство, подражая своему кумиру, о самоубийстве которого много говорили.
Действия:
- Подросток, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то проявил в отношении к нему сочувствие;
- Слушать и соглашаться с тем, что он говорил. Необходимо стать для ребенка своим, «играть» на его стороне;
- Показать уникальность его жизненного опыта;
- Рассмотреть возможность обращения к клиническому психологу или психиатру.
Потеря близкого человека
Следует обратить особое внимание на ребенка. Если:
- Он потерял родителя;
- Умерший был единственным родственником;
- Смерть наступила при невыясненных обстоятельствах или в результате самоубийства;
- У него имеется психическое заболевание. У подростка реакция горя часто проявляется в агрессивном или асоциальном поведении . При болезненных реакциях горя и « застревании » на длительное время в негативных переживаниях необходима квалифицированная психологическая помощь.
Действия:
- Поговорить с ребенком о его чувствах, поделиться собственными.
Запугивающие заявления, ругань, грубость, хамство по отношению к взрослому
Действия:
- Если подросток действует, зная, что это выводит окружающих из себя, то самое правильное в таком случае- игнорировать его поведение;
- Не следует проявлять к подростку отрицательные отношения(расстраиваться, ругать, обвинять себя, беспокоиться).
Ложь
Действия:
- Не реагировать эмоционально;
- Выслушать подростка, не выяснять правдивость его рассказа;
- Сказать: «я чувствую себя неловко, так как мне кажется, что ты меня обманываешь, поэтому я хочу прекратить этот разговор».
Все вышеперечисленные способы выступают как подсказка, основной вектор поведения, который позволяет снять симптом и частично решить проблему.
Для ребенка переживание насилия не остается бесследным. Последствия пережитого детьми насилия накладывают отпечаток на его поведение. Часто педагогам бывает непросто выстроить адекватную стратегию взаимодействия со «сложными» детьми. В данном материале кратко описаны алгоритмы реагирования на наиболее часто возникающие особенности поведения ребенка, перенесшего насилие. Это минимальные психологические знания, необходимые для прогноза тактики взаимоотношений воспитателей, педагогов, социальных педагогов с детьми в условиях социально-реабилитационного центра. Описанные алгоритмы работы являются доступной и понятной «инструкцией», «памяткой», к которой можно обратиться, даже уже находясь в сложной или эмоционально тяжелой ситуации.
Истерика
Истерика-это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Истерический припадок может длиться несколько минут или несколько часов.
Признаки:
- Сохраняется сознание;
- Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
- Речь эмоционально-насыщенная, быстрая;
- Крики, рыдания.
Действия:
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ребенком наедине;
- Неожиданно совершить действие, которое может сильно удивить (обрызгать ребенка водой, с грохотом уронить что-нибудь);
- Говорить с ребенком короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся», «Дыши глубоко через нос»);
- После истерики наступает упадок сил. Надо уложить ребенка спать.
Агрессия
Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться длительное время и мешать самому подростку и окружающим.
Признаки:
- Раздражение, недовольство даже по незначительному поводу;
- Нанесение окружающим ударов;
- Словесное оскорбление ,брань;
- Мышечное напряжение.
Действия:
- Свести к минимуму количество окружающих;
- Дать подростку возможность «Выпустить пар» (выговориться или «избить» подушку);
- Поручить работу, связанную с большой физической нагрузкой;
- Не обвинять самого ребенка, а высказаться по поводу его действий;
- Постараться разредить обстановку смешными комментариями или действиями.
Плач
Каждый человек хоть раз в жизни плакал. Иногда ребенку нужно дать волю слезам, чтобы на душе стало легче. Хорошо, если рядом есть взрослый, с которым он может разделить его горе.
Признаки:
- Ребенок плачет или готов разрыдаться;
- У ребенка подрагивают губы;
- В отличие от истерики, отсутствует возбуждение в поведении.
Действия:
- Не оставлять ребенка одного;
- Установить физический контакт (взять за руку, положить свою руку ему на плечо или спину, погладить его по голове);
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к тому, что говорит ребенок;
- Не задавать вопросов, не давать советов;
- Не стараться успокоить ребенка. Стоит дать ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх , обиду.
Страх
Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые якобы живут под его кроватью. Страх, ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом ребенок плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.
Признаки:
- Напряжение мышц (особенно лицевых);
- Сильное сердцебиение;
- Учащенное поверхностное дыхание;
- Сниженный контроль над собственным поведением;
Действие:
- Положить руку ребенка на свое запястье, чтобы он ощутил спокойный пульс. Это даст ему возможность почувствовать, что он не один;
- Дышать глубоко и ровно. Побуждать ребенка дышать в том же ритме;
- Проявить внимание и сочувствие по отношению к ребенку;
- Сделать ребенку легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Бред и галлюцинации
Бред-это ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых ребенка невозможно убедить. Галлюцинации - это восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие чувств (голоса, образы, запахи и проч., которых нет на самом деле).
Действия:
- Обратиться к медицинским работникам. Вызвать бригаду скорой помощи;
- До прибытия специалистов следить за тем. Чтобы ребенок не навредил себе и окружающим; убрать предметы, представляющие потенциальную опасность;
- Перевести ребенка в уединенное место, но не оставлять его одного;
- Говорить с подростком спокойным голосом. Соглашаться с ним , не пытаться его переубедить.
Агрессия
Апатия может возникнуть после длительно напряженной, но безуспешной работе; или в ситуации, когда ребенок терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей жизни. Если ребенка оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию ( тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей и т.д.)
Признаки:
- Безразличное отношение к окружающим;
- Вялость, заторможенность;
- Речь медленная , с небольшими паузами;
Действия:
- Поговорить с ребенком. Задать ему несколько простых вопросов (например, «Как ты себя чувствуешь?», « Ты хочешь есть?», « Чем бы ты хотел сейчас заняться? »).
- Вовлекать ребенка в любую современную деятельность ( прогуляться , помочь другим детям в чем- либо);
- Дать ребенку возможность поспать или просто полежать;
Диссоциация
Диссоциация – это специфическая адаптация ребенка к его жизненной ситуации. В результате работы этого механизма он начинает воспринимать происходящие так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то другим. Такая « диссоциированная » позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций. Она может проявляться в таких симптомах как провалы в памяти, отсутствии эмоции, множественные личности. Также ребенок может потерять контроль над своим теплом или способность испытывать боль.
Важно отличать проявление диссоциации и помнить: каждая предъявляемая личность – это ребенок, с которым надо взаимодействовать и работать; каждая из личностей является ценной и потенциально адаптивной. Даже если « части» неочевидны, следует предложить, что они слышат все, что происходит в данный момент , и необходимо обращаться к их интересам, разговаривая с достижимой личностью. Ключевое значение при работе с диссоциативными симптомами имеет создание безопасной среды.
Детские и подростковые убийства:
Признаки:
- В смерти ребенка ищет возможность найти временное( Ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище;
- Ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание напугать взрослых;
- Ребенок очень боится наказаний за какой-то проступок;
- Иногда подростки совершают самоубийство, подражая своему кумиру, о самоубийстве которого много говорили.
Действия:
- Подросток, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то проявил в отношении к нему сочувствие;
- Слушать и соглашаться с тем, что он говорил. Необходимо стать для ребенка своим, «играть» на его стороне;
- Показать уникальность его жизненного опыта;
- Рассмотреть возможность обращения к клиническому психологу или психиатру.
Потеря близкого человека
Следует обратить особое внимание на ребенка. Если:
- Он потерял родителя;
- Умерший был единственным родственником;
- Смерть наступила при невыясненных обстоятельствах или в результате самоубийства;
- У него имеется психическое заболевание. У подростка реакция горя часто проявляется в агрессивном или асоциальном поведении . При болезненных реакциях горя и « застревании » на длительное время в негативных переживаниях необходима квалифицированная психологическая помощь.
Действия:
- Поговорить с ребенком о его чувствах, поделиться собственными.
Запугивающие заявления, ругань, грубость, хамство по отношению к взрослому
Действия:
- Если подросток действует, зная, что это выводит окружающих из себя, то самое правильное в таком случае- игнорировать его поведение;
- Не следует проявлять к подростку отрицательные отношения(расстраиваться, ругать, обвинять себя, беспокоиться).
Ложь
Нет комментариев
Добавить комментарий